Нижнекамск- город осуществленной мечты, город без окраин.

Нижнекамск- крупный промышленный центр Татарстана, третий по величине город республики. Вместе с районом занимаемая площадь составляет 123 тысячи гектаров, из которых на город приходится 6153 гектара. Почти половина общей площади приходится на земли сельскохозяйственного назначения. В Нижнекамском районе располагается 65 населенных пунктов, многие из которых имеют давнюю историю. А в некоторых до сих пор сохранились старинные здания и сооружения.

К примеру, село Кармалы основано в XVII веке. Издалека видна построенная в 1891 году и недавно отреставрированная церковь св.Архистратига Михаила. Выдержанная в классическом стиле, она традиционна по своей архитектуре: апсида, главный объем, трапезная, колокольня. Главный объем представляет собой двухцветный восьмерик на четверике. Трапезная одноцветная. Колокольня трехъярусная- восьмерик на четверике, убывающий по объему снизу вверх.

При церкви сохранились ворота. Исследователи считают, что построены они в стиле ампир. Кроме церкви, в селе есть еще две постройки, занесенные в списки памятников старины: это дома И.Поняева и П.Поняева. Первый из них датируется концом XIX века, второй- началом прошлого.

Недалеко от места, где речка Уратьма впадает в Каму, лежит основанное также в XVII веке село Шереметевка( оно же- село Богородское), бывшее когда-то волостным центром Чистопольского уезда, а потом в течении 33-х лет (с 1930 по 1963)- райцентром Шереметевского района. В XVII веке дача села Богородского принадлежала татарскому мурзе Уркееву, а в середине XVIII века была куплена графом Сергеем Васильевичем Шереметевым. По своему богатству и промышленности считалось одним из лучших сел в губернии.

Из всех старых поселений Шереметевка выделяется обилием памятников старины. На Советской улице находится дом безымянного предпринимателя- полутораэтажное здание в пять окон по фасаду, украшенное трехступенчатыми сухариками по карнизу, и его же вклад- одноэтажная постройка в три окна под четырехскатной крышей. На той же улице стоит дом предпринимателей Вязьминых, построенный в конце позапрошлого века. К концу XIX века относят историки архитектуры и жилой дои Тикунова- двухэтажное в пять окон по фасаду строение со скромным декором, а также кладовые предпринимателя Казакова, дома купцов Королева и Липатова.

Пять учтенных в “Каталоге памятников старины” находятся на Октябрьской площади села. Это лавки купцов Бабушкина и Кузнецова(начало XX века), скобяная лавка Тикунова(1905), его жилой дом и кладовые, а также лавки купца Баклушина. К этому перечню необходимо прибавить дом Е.М.Тикуновой, расположенный по Заводской улице.

Небезызвестна церковь Покрова Пресвятой Богородицы, что находится в селе Большие Аты. В старом справочнике по Уфимской епархии о ней сказано так: “Деревянная церковь в честь Покрова Пресвятой Богородицы построена тщанием купца И.Г.Стахеева при пособии других благотворителей и Елабужского благотворительного комитета и освящена 1 февраля 1890 года”.

Церковь представляет собой прямоугольное крестообразное в плане здание. Главный объем храма одноцветный, четверик под четырехскатной крышей( сруб в лапу) снаружи обложен огнеупорным кирпичом. Трапезная под двухскатной крышей трехъярусная, убывающая по объему снизу вверх колокольня, восьмерик на четверике, расположена под входом.

Село Красная Кадка знаменито находящимся неподалеку археологическим памятником- Краснокадкинским городищем. Сами местные жители называют его Кала-Тау(гора, на которой город). Находится на правом крутом берегу Зая, на мысе над поворотом реки. С него хорошо просматривается равнина с деревнями Красная Кадка, Большие Аты, Нижние и Верхние Челны. Считают, что крепость была построена булгарами предположительно в XIII веке для обороны восточных границ Волжской Булгарии. Площадка городища распахивается, и культурный слой, возможно уже перемешан. По словам местных жителей, иногда здесь находят черепки, костяные и металлические предметы.

Возможно крепость перестала функционировать после татаро-монгольского нашествия. В это время в Булгарии вспыхнуло восстание. После его подавления строительство и ремонт крепостей по всей территории края были запрещены. Под охраной гарнизона крепости Кала-Тау были пойменные земли левобережья Зая и долины реки Кашаева. Здесь находился большой земледельческий район с деревнями, некоторые из которых существуют и до наших дней. Например деревни Балчиклы и Шингальчи.

Считается, что большинство деревень Нижнекамского района стоят на месте деревень и городов Волжской Булгарии. Об этом свидетельствуют находки предметов явно булгарского происхождения.

Неподалеку от деревни Клятле, в поле находится булгарский памятник ориентировочно XIII-XIV веков. Он вытесан из глыбы известняка, его ширина 40-50 сантиметров, толщина около- 15. Сейчас памятник возвышается над поверхностью земли на 30-40 сантиметров. Снизу на лицевой стороне просматриваются арабские буквы, но прочитать надпись не удается: она полустерта и частично покрыта мхом. Поле вокруг захоронения распахивается, но участок земли, где стоит памятник, не тронут и возвышается над пашней почти на полметра. Видимо, пыль оседает на траве во время полевых работ, и слой земли около памятника растет. Вокруг надгробия поставлена металлическая ограда. К ней во время религиозных праздников привязывают подношения- полотенца, платки, рубашки и т.п. Кроме того, на камень кладут монеты. В середине 90-х годов еще можно было видеть монеты советского периода, сейчас лежат лишь послереформенные. За памятником ухаживают жители Шингальчей, они же ходят туда на праздники.

Земские документы сообщают о наличии у села Шингальчей в 1880-х годах “трех болот и трех малых озер и одного чистого болота”. При “устройстве быта государственных крестьян” надел был дан на 368 шингальчинских ревизских душ, причем “в одном месте вокруг селения”. Как и везде, бичом шингальчинских крестьян было малоземелье. Пашня сокращалась: одна часть ушла под сенокос, другая- пришла в неудобье. Зато число душ росло и ко времени очередного передела (1884) достигло 538. Поля здешних крестьян были расположены по склонам со скатом к северу. Две трети всех почв составил чернозем с примесью песка, треть - чистый чернозем. Досаждали, как всегда, овраги, но тогда их здесь было всего лишь два. Крестьянские огороды занимали до 20 десятин, 8 веялок облегчали нелегкий крестьянский труд.

Знаменитый Святой Ключ- водные ворота города- ведет свою историю с 1666 года. Согласно легенде, на месте этого родника мусульманин Магомет обнаружил икону Святителя Николая Чудотворца. За этим затерянным в лесной гуще закрепилось название Святой Ключ. Вскоре оно стало местом паломничества, как христиан, так и мусульман.

Знаменитый русский писатель А.Н.Радищев возвращался в 1797 году из сибирской ссылки. Проездом посетив Елабужское Чертово городище и детально описав его, Радищев проплыл на плоту вниз по Каме несколько верст, чтобы попасть на Святой Ключ, находящийся в лесу, в середине горы. Написав затем: “Ключ изобилен водою, которая скопляется в бассейне (в виде ямы), обложенным известковым камнем. Возле него стоит часовня, а из ямы сделан проток гребнем три вершка глубиной, по которому вода стекает в Каму”.

Завладев в 1882 году земельным участком Святой Ключ, купцы Стахеевы начали строить здесь роскошную дачу с домами городского типа. Среди построек особенно выделялся размерами и красотой двухэтажный дом, занимавший 750 квадратных метров, с котельной в подвальном помещении и изящными балконами. В доме было 20 комнат с непривычными для окрестных жителей большими светлыми окнами. В некоторых из них на полах лежал паркет. Над крышей маленького палаццо красовался бельведер- обзорная площадка с видом на Каму. Дом был построен на средства Ивана Григорьевича Стахеева в 1900 году.

Перед двухэтажным домом было два бассейна: в одном был установлен фонтан, в другом - фигура “Черномор”. Чуть ниже второго бассейна была беседка. Сейчас этого здания уже нет (оно сгорело в 1967 году), и нет ни фонтана, ни “Черномора”.

По распоряжению Стахеевых расчищался и благоустраивался близлежащий лес. Были завезены семена и саженцы кедра, пихты, голубой ели, ясеня и других пород. Заложены несколько делянок еловых и сосновых рощ. Возведены четыре оранжереи. Они укомплектованы редкостными южными деревьями и кустарниками: ореховым, лимонным, пробковым и другими. Оборудованы 11 теплиц, где зимой выращивались цветы, клубника, помидоры, огурцы, баклажаны.

Русский путешественник Андрей Фирсов в своих путевых записках так описал эти места: “Кама сделала крутую излучину. По высокому берегу, покато спускающемуся к воде, на много верст растянулся великолепный столетний лес. Среди леса на расчищенных полях, стоят два красивых дома и целый ряд хозяйственных построек. По лесу во всех направлениях разбиты широкие аллеи, освещенные как и все здания электричеством. На берегу видны керосиновые склады, паровая мельница, хлебные амбары. На склоне горы какой-то отшельник в дальние времена выкопал пещеру, в какую можно проникнуть лишь ползком. Здесь он в целом камне вдолбил глубокий бассейн и пустил в него в него прозрачную, как кристалл, воду Святого Кляча, бегущего сверху горы. Из бассейна вода стекает в Каму. Над пещерою устроена часовня, хорошо видимая с палубы парохода.

Святой Ключ- громадное и в высокой степени благоустроенное имение- принадлежит купцам Стахеевым, имя которых известно всему камскому краю”.

Рассказывая об истории нижнекамского края невозможно упомянуть об афанасовской даче. С началом отечественного кораблестроения, во времена Петра Первого, здесь производилась заготовка мачтовых сосен, а также строевых сосновых, еловых и пихтовых деревьев.

В наши дни афанасовская дача известна как Корабельная роща…